.png)
От семейной истории — к любви к Отечеству: необычный урок в рамках курса «Моя семья»
Сегодняшнее занятие курса «Моя семья» вышло далеко за рамки одного класса или возраста. Оно превратилось в масштабный общешкольный проект, где младшие и старшие ученики, словно по эстафете, передавали друг другу тему личной гордости, ответственности и любви. Получился глубокий и трогательный разговор о том, как из малого — уважения к своей семье — вырастает большое — чувство сопричастности своей стране.
Первая часть: «Я горжусь своими родными» (5-8 классы)
Утро началось с тёплой и искренней атмосферы в кабинетах средней школы. Здесь проходили презентации и беседы под личным, глубоким девизом: «Я горжусь своими родными». Ребята подготовили рассказы, фотоколлажи, небольшие видео.
Они делились не сухими фактами, а живыми историями. Гордость звучала в рассказах о маме, которая каждый день спасает животных, о папе, мастерящем удивительные вещи, о бабушке, сохранившей уникальные семейные рецепты и песни, о дедушке-труженике, чьими руками построен родной город.
Акцент делался не на громких званиях, а на личных качествах, трудолюбии, стойкости и доброте близких людей. «Я горжусь, потому что мой брат всегда заступается за слабых», «Я горжусь терпением своей мамы», — вот что было самым ценным в этих выступлениях.
Это упражнение помогло каждому осознать: наша сила и нравственные ориентиры часто берут начало в простых, но сильных примерах наших родных.
Вторая часть: Видеоурок «Моя любовь» (9 класс)
Эстафету чувств и размышлений подхватили старшеклассники. Для них тема семьи и рода плавно перетекла в более философское и гражданское русло. В актовом зале прошёл специальный видеоурок, центральным элементом которого стала музыка — сюита Андрея Петрова «Моя любовь».
Перед просмотром фрагментов учителя помогли настроиться, рассказав о том, как искусство, а особенно музыка, может выражать сложнейшие чувства: привязанность к дому, преданность, страсть и нежность к Родине.
Пронизывающая, эмоциональная музыка Петрова стала универсальным языком, говорящим о любви во всех её проявлениях. После её прослушивания началась самая важная часть — диалог.
Девятиклассники рассуждали: что такое «любовь к Родине» сегодня? Это абстракция или сумма конкретных дел? Как связаны моя любовь к бабушке, к двору, где вырос, к родному лесу — с большим понятием «патриотизм»?
Ключевой мыслью, родившейся в споре, стало понимание: закон, в том числе и главный закон страны — Конституция, — это и есть правовая форма защиты всего того, что мы любим. Он защищает наше право на семью, на язык, на культуру, на личное достоинство. А наша ответственность — это обратная сторона этой любви.
Итог: единая цепочка ценностей
Этот уникальный урок показал всем: и ученикам, и педагогам — естественную и неразрывную цепочку:
СЕМЬЯ (гордость, уважение, память) → МАЛАЯ РОДИНА (любовь к дому, городу, природе) → ОТЕЧЕСТВО (осознанная гражданственность, ответственность, закон).
«Мы не случайно объединили эти два события в рамках одного курса, — пояснила руководитель внеурочной деятельности. — Сначала ребёнок учится видеть героев в своём доме. Потом он начинает ценить пространство вокруг, культуру, историю. А следствием этого и становится взрослая, осмысленная позиция гражданина, который любит свою страну не по обязанности, а потому что она — большая семья, продолжение его личной истории».
Урок закончился, но разговор, несомненно, продолжится в сердцах и мыслях ребят, потому что самые важные открытия начинаются с простого вопроса: «А кем я могу гордиться в своей семье?»